Культура

__________________________________________________________________________________

Камень эпохи древнего Рима: в измаильской диораме появился ценный мраморный артефакт с изображением розы

Великолепный подарок – мраморный артефакт периода Римской империи – Измаильскому историческому музею А.В. Суворова к Международному дню музеев, отмечаемому 18 мая, преподнесли доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии НАН Украины Игорь Сапожников и общественный деятель Владимир Левчук. Ценный экспонат пополнил лапидарий на территории диорамы штурма крепости Измаил.

В беседе с Игорем Сапожниковым журналист Бессарабского медиахолдинга выяснила, что дошедший до нас антик обладает не только археологической ценностью – удивительна и сама история его «странствования».

Надгробная плита украшена розеткой – роскошным изображением цветка розы. Такие узоры, по словам археолога, использовались у мусульман. По всей вероятности, плита служила частью турецкого саркофага (18 век), что подтверждает наличие на ней слабо просматриваемых пазов. Такие основательные каменные конструкции обустраивали над местом захоронения очень влиятельных людей.

Интересен тот факт, что обнаружена мраморная плита была в 1990 году возле села Новосельское Ренийского района на кладбище ныне разрушенного монастыря Св. Ферапонтия. На надгробии сохранилась надпись «Топалов» с указанием 1877 года. Игорь Сапожников уверен, что плита попала на кладбище из Исакчи, причем он указывает возможные годы доставки – 1828-1829 или 1854 годы – именно тогда наводились понтонные переправы через Дунай в ходе войн. Расстояние от места находки камня до укрепительного сооружения в районе Исакчи составляет около 4 км.

Безусловно, установить точно, кто последним был погребен под древней плитой, сегодня невозможно. Фамилия Топалов говорит о том, что это мог быть православный человек, молдаванин по национальности.

- Самое простое, что можно предположить, – говорит Игорь Сапожников, – так это то, что в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 года некий воин Топалов погиб на противоположном берегу Дуная, в районе Исакчи. А когда его везли хоронить, то захватили мраморную плиту из разрушенного турецкого саркофага, на ней сделали надпись с фамилией и датой гибели усопшего. Но я не могу говорить об этой версии с полной уверенностью, поскольку нет никаких данных о том, чтобы между Исакчей и Новосельским (названия указываем современные) в 1877 году была переправа. Поэтому я думаю, что камень был доставлен в район Ферапонтова монастыря значительно раньше, нежели его уложили на могилу Топалова. Годы, когда это могло произойти, я назвал. К слову, есть документы о том, что дорогу от переправы в 1829 году отсыпали камнями из Исакчи.

О том, кто первым обнаружил древний артефакт в Ренийском районе, данных нет, однако известно, что впоследствии он стал частью коллекции директора Новосельского краеведческого музея Валерия Кожокару, с которым Игорь Сапожников познакомился в 1980 году. В 2010 году Валерий Михайлович скончался, а редкий экспонат оказался у жителя Измаила.

- Ценнейший экспонат передан в музей А.В. Суворова по моей инициативе и при поддержке бывшего директора Одесского областного архива Владимира Левчука, – поделился ученый. – Теперь его смогут увидеть все желающие, в том числе и жители Исакчи, где таких находок теперь нет (несколько фрагментов саркофагов оттуда хранятся в археологическом музее Тульчи).

Автор: Снежана Стрепетова

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

В рамках проекта «Архивная Одиссея» продолжается»


______________________________________________________________________________________________________________________________________________

В рамках проекта «Архивная Одиссея» состоялась выставка «Морской фасад Одессы»


______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свято Дня захисника України

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПАРКИ И СКВЕРЫ ОДЕССЫ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ И АРХИВИСТОВ

Презентация первой книги-альбома о зелёной зоне Одессы прошла в литературном музее.  Авторы статей основываются на архивных документах, которые сохранили информацию о городских парках и скверах, начиная с 1800 года – это документы Одесского строительного комитета, городской думы, управы. Так же сохранились сведения о садовниках, которые были специально приглашены из-за границы.

Своего рода экскурсия в прошлое и статья, в которой приводятся новые данные о втором одесском периоде жизни художника Степана Колесникова. В Одессе он с семьей пытался пересидеть «годы окаянные» мировой войны  по разным сведениям в 1914 или 1915 годах.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

В Одессе открылась выставка литовских художников

Вчера прошло открытие выставка «Межморье», которая посвящена 25-летию международных пленэров в Ниде (Литва) и 60-летию художника Саулюса Круописа.

Открытие прошло в Городской художественной галерее Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря. Здесь представлены работы 50-ти художников ассоциации Brücke.

Основанный в 1995 году, международный пленэр живописи «Экспрессия Ниды», в 2019 году празднует 25-летие. Ежегодно после пленэра в Ниде проходят международные мобильные выставки в Литве и за рубежом: в Германии, Латвии, Индии, Италии, Финляндии, Дании, Эстонии, Чехии, Беларуси и в Украине. За 24 года существования пленэра были представлены 187 выставок работ его участников.

Главный сюжет полотен – Балтийское море, песчаные дюны, лодки и яхты, облегающие пристань. Всего в коллекции живописи Ниды – около 1 тыс. картин живописи и графики.

Как отметил заместитель городского головы Павел Вугельман, в Одессе прошло множество культурных мероприятий, и очень приятно, что данная выставка также открылась и в нашем городе.

- К сожалению, музейная инфраструктура Одессы не позволяет проводить масштабные события, которые могут позволить себе другие европейские города, но наша цель – изменить это положение вещей. Нужно помнить, что Одесса – это уникальный город, в котором живут меценаты, благотворители, известные коллекционеры, – резюмировал Павел Вугельман.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фоторепортаж с открытия выставки в Очакове


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фоторепортаж с фестиваля фестивалей “Хочу в Одессу”

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________